В Минске была учреждена «Белая Русь». Новая общественная организация создана не в память о Белом движении, а в поддержку президента Лукашенко.
Возглавивший ее министр образования Александр Ратько сформулировал и главную задачу — объединить усилия по построению процветающего государства.
Репортаж корреспондента НТВ Виктора Кузьмина:
В Белоруссии наступил исторический момент. Впервые за годы существования вне Советского Союза в Минске учредили общественное объединение, которое в кулуарах съезда открыто называли партией власти.
«Белая Русь» отныне создание политическое, а не торговое. Несколько сот делегатов со всей страны учреждали новое политобъединение во Дворце республики.
Именно здесь проходит инаугурация президента, здесь же он выступает на всебелорусских собраниях. Регистрация, люди со звездами героев в президиуме, исполнение гимна и немного предыстории в речи открывающего съезд — таким было начало.
Инициативная группа, сознавая историческую ответственность и поддерживая курс президента, обратилась с предложением объединить усилия в работе за лучшее будущее.
Александр Радьков, министр образования Белорусии: «Развитие и укрепление белорусской государственности неразрывно связано с именем первого президента республики Александром Григорьевичем Лукашенко. Благодаря его мужеству и воле впервые за многовековую историю нашего народа Белоруссия состоялась как независимое и самодостаточное государство».
Сам президент Лукашенко на съезде не присутствовал. Он не раз заявлял, что по субботам играет в хоккей. И подчеркивал, что беспартиен.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Я очень переживаю, чтобы, не дай Бог, вы не скатились и нас не затянули опять в советские времена, когда все вскакивали и кричали „Слава КПСС!“ и „Ура, ура!“»
Некоторые независимые белорусские политологи говорят об учредительном съезде партийным языком — переход от культа личности к коллегиальному управлению.
Александр Пласковицкий, политолог, бывший начальник Главного государственного правового управления администрации президента Белоруссии: «В республике всегда были сильные традиции коллегиального руководства. И когда такое руководство было несколько придавлено доминированием президента, то, естественно, появилась огромная тоска.
И очень часто люди предлагали компенсировать это все путем создания партии или наделения парламента большими полномочиями».
Инициативу группы известных людей страны поддержали, и семь областных организаций сегодня слились в одну — республиканскую.